Диагностический инструментарий
Критерии агрессивности
-
-
Часто теряет контроль над собой.
-
Часто спорит, ругается со взрослыми.
-
Часто отказывается выполнять правила.
-
Часто специально раздражает людей.
-
Часто винит других в своих ошибках.
-
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
-
Часто завистлив, мстителен.
-
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих ( детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
-
Предположим, что ребенок агрессивен лишь в том случае, если в течении не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, у которого наблюдается большое количество признаков агрессии, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Критерии адаптации первоклассников.
3 группы факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников:
- группа- Физиологические условия адаптации:
- режим дня для первоклашек,
- создание условий для двигательной активности в школе и дома,
- предупреждение нарушения зрения и осанки,
- развитие мелкой моторики,
- организация правильного питания в школе и дома,
- наблюдение за состоянием здоровья детей в школе и дома.
2 – группа- Психологические условия адаптации:
- создание благоприятного психологического климата в школе и дома,
- воспитание самооценки ребенка,
- интерес к успехам и трудностям ребенка со стороны учителя и родителей,
- единство требований со стороны школы и семьи,
- неформальное общение родителей с ребенком после школьного дня,
- недопустимость сарказма, насмешек к неудачам ребенка,
- исключение физических и психологических мер наказания за неудовлетворительные успехи в учебе,
- поощрение ребенка за малейшие успехи.
3- группа- Социальные условия адаптации:
- создание дома уголка школьника,
- рациональная организация досуга ребенка,
- наделение ребенка посильными обязанностями в школе и дома- обсуждение с ребенком правил Симона Соловейчика.
Критерии анти - социального поведения (расстройства поведения)
Агрессия по отношению к людям и животным:
1.Часто задирается, угрожает или запугивает.
2.Часто инициирует драки.
3.В качестве орудия насилия использовал предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим (бита, кирпич, разбитую бутылку, нож)
4. Совершал кражи с нападением на жертву (вырывание кошелька, вымогательство).
5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.
6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.
7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.
Уничтожение имущества:
8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.
9. Умышленно уничтожал чужое имущество.
Обман или воровство:
10. Намеренно проникал в дом, дворовые постройки или машину другого человека.
11. Частые случаи обмана или нарушения обещаний с целью получения материальной выгоды или уклонения от выполнения обязательств (использует «мошеннические трюки»).
12. Совершал кражи предметов, не имеющих значительной материальной ценности (кражи в магазинах без взлома).
Серьезные нарушения правил:
13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частое отсутствие дома по ночам, не смотря на запреты родителей.
14. Дважды убегал из дома ночью, жил у знакомых, (длительное время не возвращался домой после побега).
15. Частые прогулы школы, начавшиеся в возрасте до 13 лет
Критерии депрессии у детей и подростков (Моховиков, 2001а)
Дети |
Подростки |
Печальное настроение |
Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии |
Чувство скуки |
Внешние проявления печали |
Чувство усталости |
Нарушения сна |
Нарушение сна |
Соматические жалобы |
Соматические жалобы |
Изменение аппетита или веса |
Неусидчивость, беспокойство |
Ухудшение успеваемости |
Фиксация внимания на мелочах |
Снижение интереса к обучению |
Чрезмерная эмоциональность |
Страх неудачи |
Замкнутость |
Чувство неполноценности |
Рассеянность внимания |
Негативная самооценка |
Агрессивное поведение |
Чувство заслуженной отвергнутости |
Непослушание |
Низкая фрустрационная толерантность |
Склонность к бунту |
Чрезмерная самокритичность |
Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Сниженная социализация замкнутость |
Плохая успеваемость |
Агрессивное поведение |
Прогулы в школе |
Критерии для злоупотребления психоактивными веществами:
Неадаптивный паттерн употребления наркотических веществ, ведущей к клинически значимому нарушению или дистрессу, из следующих признаков, отмечаемых в течении 12 месячного периода:
-
- периодическое употребление психо активных веществ, приводящее к неспособности выполнить основные ролевые обязанности на работе, в учебе.
- Периодическое употребление психо активных веществ в ситуациях, в которых делать это опасно для здоровья (вождение автомобиля или управление механизмом в состоянии ,ослабленном употреблением вещества).
- Неоднократные проблемы с законом, связанные с употреблением психо активных веществ (аресты за противоправное поведение связанное с употреблением веществ).
- Употребление психо активных веществ продолжаются несмотря на постоянные или периодические социальные или межличностные проблемы(ссоры с семьей, физические столкновения).
Критерии для оппозиционно- вызывающего расстройства:
А. Паттерны негативного, враждебного и вызывающего поведения:
1) часто выходит из себя;
2) часто перепирается с взрослыми;
3) часто активно не повинуется или отказывается подчиниться правилам или просьбам взрослых;
4) часто умышленно досаждает другим людям;
5) часто обвиняет других в собственных ошибках или поступках;
6) часто обижается или легко раздражается другими людьми;
7) часто злится и возмущается;
8) часто бывает язвительным или мстительным.