Диагностический инструментарий

Критерии агрессивности

 

    1. Часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

    3. Часто отказывается выполнять правила.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках.

    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    7. Часто завистлив, мстителен.

    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих ( детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

Предположим, что ребенок агрессивен лишь в том случае, если в течении не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, у которого наблюдается большое количество признаков агрессии, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

 

Критерии адаптации первоклассников.

3 группы факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников:

 

  1. группа- Физиологические условия адаптации:

- режим дня для первоклашек,

- создание условий для двигательной активности в школе и дома,

- предупреждение нарушения зрения и осанки,

- развитие мелкой моторики,

- организация правильного питания в школе и дома,

- наблюдение за состоянием здоровья детей в школе и дома.

 

2 – группа- Психологические условия адаптации:

- создание благоприятного психологического климата в школе и дома,

- воспитание самооценки ребенка,

- интерес к успехам и трудностям ребенка со стороны учителя и родителей,

- единство требований со стороны школы и семьи,

- неформальное общение родителей с ребенком после школьного дня,

- недопустимость сарказма, насмешек к неудачам ребенка,

- исключение физических и психологических мер наказания за неудовлетворительные успехи в учебе,

- поощрение ребенка за малейшие успехи.

 

3- группа- Социальные условия адаптации:

- создание дома уголка школьника,

- рациональная организация досуга ребенка,

- наделение ребенка посильными обязанностями в школе и дома- обсуждение с ребенком правил Симона Соловейчика.

 

Критерии анти - социального поведения (расстройства поведения)

 

Агрессия по отношению к людям и животным:

1.Часто задирается, угрожает или запугивает.

2.Часто инициирует драки.

3.В качестве орудия насилия использовал предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим (бита, кирпич, разбитую бутылку, нож)

4. Совершал кражи с нападением на жертву (вырывание кошелька, вымогательство).

5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.

6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.

7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.

 

    Уничтожение имущества:

8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.

9. Умышленно уничтожал чужое имущество.

 

Обман или воровство:

10. Намеренно проникал в дом, дворовые постройки или машину другого человека.

11. Частые случаи обмана или нарушения обещаний с целью получения материальной выгоды или уклонения от выполнения обязательств (использует «мошеннические трюки»).

12. Совершал кражи предметов, не имеющих значительной материальной ценности (кражи в магазинах без взлома).

 

Серьезные нарушения правил:

13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частое отсутствие дома по ночам, не смотря на запреты родителей.

14. Дважды убегал из дома ночью, жил у знакомых, (длительное время не возвращался домой после побега).

15. Частые прогулы школы, начавшиеся в возрасте до 13 лет

 

 

 

Критерии депрессии у детей и подростков (Моховиков, 2001а)

 

                 Дети   

                          Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушение сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Чувство заслуженной отвергнутости

Непослушание

Низкая фрустрационная толерантность

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Сниженная социализация замкнутость

Плохая успеваемость

Агрессивное поведение

Прогулы в школе

 

Критерии для злоупотребления психоактивными веществами:

 

Неадаптивный паттерн употребления наркотических веществ, ведущей к клинически значимому нарушению или дистрессу, из следующих признаков, отмечаемых в течении 12 месячного периода:

    1. периодическое употребление психо активных веществ, приводящее к неспособности выполнить основные ролевые обязанности на работе, в учебе.
    2. Периодическое употребление психо активных веществ в ситуациях, в которых делать это опасно для здоровья (вождение автомобиля или управление механизмом в состоянии ,ослабленном употреблением вещества).
    3. Неоднократные проблемы с законом, связанные с употреблением психо активных  веществ (аресты за противоправное поведение связанное с употреблением веществ).
    4. Употребление психо активных веществ продолжаются несмотря на постоянные или периодические социальные или межличностные проблемы(ссоры с семьей, физические столкновения).

 

Критерии для оппозиционно- вызывающего расстройства:

 

А. Паттерны негативного, враждебного и вызывающего поведения:

1) часто выходит из себя;

2) часто перепирается с взрослыми;

3) часто активно не повинуется или отказывается подчиниться правилам или просьбам взрослых;

4) часто умышленно досаждает другим людям;

5) часто обвиняет других в собственных ошибках или поступках;

6) часто обижается или легко раздражается другими людьми;

7) часто злится и возмущается;

8) часто бывает язвительным или мстительным.