Комплексный подход к адаптации детей со специфическими расстройствами развития школьных навыков.

Разработала педагог-психолог С.А. Мельникова

Специфические расстройства развития школьных навыков возникают в результате дефектов в обработке когнитивной информации, что во многом происходит вследствие биологической дисфункции. Характерно, что нормальное приобретение навыков нарушено с ранних этапов развития, не являющиеся результатом неблагоприятных условий обучения и не связанные с получением мозговой травмы либо болезни. Следует оценивать не уровень обучения, а школьные достижения с учетом динамики развития, потому что тяжесть и отставание в чтении на 1 год в 7 лет имеет совершенно иное значение, чем на 1 год в 14 лет.

Тип проявлений расстройств чаще всего с возрастом изменяется — задержка речи в дошкольные годы исчезает в разговорной речи, однако сменяется специфической задержкой чтения, что в свою очередь уменьшается в подростковом возрасте, а в юности — этот дефект спеллингования/письма. То есть состояние во всех отношениях равное, однако учитывается динамика взросления. Школьные навыки — не только функция биологического созревания, они должны быть преподаны и усвоены. Специфические нарушения школьных навыков охватывают группы расстройств, проявляющихся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам в этой возрастной группе-классе, популяции, школе.

Данные дефекты не являются прямым следствием иных состояний — умственной отсталости, грубых неврологических дефектов, эмоциональных либо гностических расстройств. Обычно сочетаются с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, специфическими расстройствами моторных функций. Совершенно не значит, что это дети с задержкой навыков, и «догонят со временем сверстников» — подобные дефекты наблюдаются и в подростковом возрасте, и при дальнейшем обучении. Они связаны с появлением вторичных нарушений в виде отсутствия интереса к учебе, плохой программой образования, эмоциональными нарушениями.

Оказание помощи детям со специфическими расстройствами развития школьных навыков всегда необходимо реализовывать комплексно при объединении различных подходов, в частности работу с родителями и методы модификации поведения, к которым относятся специальные воспитательные средства, работа с учителями, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии и в том числе медикаментозное лечение.

Чаще всего, родители и педагоги, не пронимают, что конкретно происходит с ребенком и потому поведение ребенка с расстройствами школьных навыков вводит их в раздражение. Поэтому большое значение имеет оказание помощи родителям понять поведение их ребенка, причины сложностей, которые он испытывает, развеять заблуждения, объяснить, на что действительно можно надеяться и как нужно вести себя с ним.

Чаще всего, в любом случае требуется индивидуальное рассмотрение. По это причине работу следует начинать с индивидуальной консультации, в ходе которой рассматриваются и вырабатываются приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с расстройствами школьных навыков преобладающим должен быть поведенческий компонент. Единые рекомендуемые модификации, включают следующие блоки:

ü изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

ü изменение психологического микроклимата в семье;

ü организация режима дня и места для занятий;

ü специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции детей с расстройствами школьных навыков необходимо основывать на когнитивной коррекции в целях помощи детям справиться со сложностями в обучении, разделяющаяся на несколько следующих направлений:

ü изменение окружения;

ü создание позитивной мотивации на успех;

ü коррекция отрицательных форм поведения.

Современные методы коррекции разделяются на следующие основные направления:

 1. Когнитивные методы, обычно ориентированные на преодоление сложностей в усвоении школьных знаний и формирование ВПФ.

2. Методы моторной коррекции или по-другому телесно-ориентированные метод, а также нейропсихологические коррекционные методы, которые ориентированные на преодоление, как дефектов внимания, так и памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, которые свойственны подобным детям, часто наблюдающихся у них сложностей в формировании школьных навыков – письма, чтения и счета. Особенно актуальным представляется следующая разработка подходов к коррекции плохо сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры головного мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций, например, задержка речевого развития, нарушения артикуляции, заикание, необходимы логопедические занятия.

3. Методы семейной и индивидуальной психотерапии при расстройствах школьных навыков ориентированы на снижение психологической напряженности в семье и создание благоприятной атмосферы, в которой нуждается ребенок. Также необходимо объяснить ребенку, на доступном для него языке, в чем заключена причина его неуспехов. Психотерапия будет хороша, если имеются сопутствующие этому синдрому вторичные нарушения, например, заниженная самооценка, тревожность, страхи, оппозиционное поведение и агрессивность. Групповая психотерапия ориентирована на развитие у аномального ребенка навыков общения и социального взаимодействия.

4. Эффективный результат дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, ориентированные на развитие и коррекцию разных сторон детской психики, в том числе познавательной, эмоционально-личностной сферы и двигательных функций.

5. Арт-терапевтические методы. Искусство способствует удовлетворению потребности в развитии навыков, в свою очередь способствующих развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, тем самым, содействуя детям в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу аспектов сказко-терапии с «встроенными» сообщениями предоставляет эффективный терапевтический результат. Существует следующие способы «встроенных» сообщений для детей со специфическими расстройствами развития школьных навыков: сказки и истории, которые несут прямое указание о том, что и как нужно делать и адресованные сознанию и предполагающие понятную стратегию поведения. Как сказки, так и истории, которые содержат в себе тайный посыл, называются «косвенным воздействием».

Таким образом, комплексный подход к адаптации детей со специфическими расстройствами развития школьных навыков.