Критерии адаптации к детскому саду:
1.Легкая адаптация:
- временное нарушение сна(нормализуется в течение 7-10 дней);
- нарушение аппетита(норма по истечению 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции( капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности – приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимодействий со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуется за 2-3 недели, заболеваний не возникает;
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2.Средняя адаптация :
- все нарушения протекают более длительно: сон, аппетит (восстанавливается в течении 20-40 дней);
Ориентировочная деятельность (20 дней),
Речевая активность (30-40 дней),
Эмоциональное состояние (30 дней),
Двигательная активность приходит в норму за (30-35 дней),
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми не нарушается,
Функциональные изменения отчетливо выражены- фиксируются заболевания ( например, острая респираторная инфекция).
3.Тяжелая адаптация:
- ( от 2 до 4 месяцев) – сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок не редко избегает контакта со сверстниками, пытается уединиться, проявление агрессии, подавленное состояние в течении долгого времени( ребенок плачет, пассивен, иногда происходит смена настроения).
Изменения происходит в речевой и двигательной активности, возможна задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации как правило , дети заболевают в течении первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течении всего времени пребывания к коллективе сверстников.
4.Очень тяжелая адаптация:
( от 6 месяцев и более). Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он не « садовский ребенок».
Причина тяжелой адаптации:
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- отсутствие в семье режима,
- неумение себя занять игрушкой,
- отсутствие элементарных культурно- гигиенических навыков,
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Темперамент ребенка – быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики, а меланхоликам и флегматикам приходится туго .Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада – не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома.
Адаптационный период считается законченным, если:
- ребенок ест с аппетитом;
- быстро засыпает;
- эмоциональное общение с окружающими;
- играет.