Психологическое сопровождение становления профессиональной идентичности специалистов государственных, коммерческих и общественных организаций

Психологическое сопровождение – это вид психологической помощи на каком-то отдельном промежутке жизни для улучшения психологического развития личности человека.

Под смыслом сопровождающей деятельности психолога понимается создание таких условий, где бы человек смог бы увидеть, пережить, примерить на себя разные варианты поведения, решения своих проблем, разные пути саморазвития и самореализации, а также утверждения себя в обществе.

Психологическое сопровождение является комплексным методом, который основывается на единстве четырех функций:

  •  диагностика существа возникшей проблемы;
  • информация о проблеме и путях ее решения;
  • консультация на стадии принятия решения и выработки плана проблемы;
  • первичная помощь на стадии реализации плана решения.

Один из видов психологического сопровождения направлен на помощь в профессиональном развитии человека, например в случае потери работы, трудоустройства, переобучения, начала трудовой деятельности или в период становления профессиональной идентичности молодых специалистов.

Главной целью психологического сопровождения становления профессиональной идентичности молодых специалистов организаций является  структурирование самого процесса принятия самостоятельных индивидуальных решений - составления профиля базовых профессиональных компетенций индивидуального проекта самосовершенствования и организации адекватной обратной связи, заложенной в самой методике развивающих упражнений, направленной не на оценку точности исполнения упражнения, а на детальную конкретизацию ситуации «что-я-чувствую- (вижу, делаю) -когда-я-это-делаю» «здесь и сейчас» [3].

В период перехода к юности, когда уже осуществлен  выбор  профессии  и  начинается  процесс  ее освоения через овладение и принятие норм профессиональной  деятельности  и  профессионального  общения,  важна  способность  определить  соответствие своего  Я  тем  социальным  требованиям,  которые выдвигает  выбранная  профессия.  Особую  роль  в этом  процессе,  играет  обретение  профессиональной идентичности.

Под профессиональной идентичностью понимается системный, динамичный, уровневый феномен, тесным образом связанный с компонентами профессионального развития человека.

Психологическая  готовность в  контексте  профессионального  самоопределения  – это профессиональная идентичность как интеграция латентно сформированных новообразований в предшествующем кризису этапе развития и как новообразование нормативного кризиса.

Профессиональное развитие состоит из следующих компонентов:

  • профессионального самоопределения;
  • профессиональной самооценки;
  • профессиональной деформации.

В профессиональной идентичности выделяются следующие основные аспекты:

  • ведущая тенденция становления субъекта профессионального пути и ведущий показатель его профессионального развития;
  • эмоциональное состояние, которое переживается человеком на различных этапах профессионального пути;
  • подструктура субъекта профессионального пути, осуществляющаяся в виде функциональной системы, ориентированной на достижение определенного уровня профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность выражается и осуществляется в процессе профессионального становления в следующих формах:

  • в качестве целостного эмоционального состояния или чувства профессиональной идентичности;
  • в качестве основной тенденции и критерия профессионального развития субъекта;
  • в качестве некоторой функциональной системы человека профессионального пути, направленной на достижение профессиональной идентичности.

О сформированности профессиональной идентичности можно говорить в следующих случаях:

  • человек осознает себя профессионалом;
  • определенная профессиональная деятельность служить средством самореализации и удовлетворения потребностей;
  • наличие системы и норм, которые присуще для той или иной профессиональной группы [4].

Для развития профессионализма специалиста  необходимо  постоянное  качественное  обновление  его  профессиональных компетенций, которое призвано обеспечивать непрерывное профессиональное образование.

Сущность непрерывного профессионального образования заключается в перманентном процессе развития человека на протяжении всей его активной жизни. Основой непрерывности образования выступает постоянное развитие знаний, умений и навыков личности, предоставление возможности каждому человеку выстроить индивидуальную программу получения образования.

Профессиональная идентичность состоит из главных признаков присущих определенной профессиональной деятельности. Главными признаками профессиональной идентичности специалистов государственных организаций являются  общие юридические компетенции, знания специализированной сферы деятельности, курируемой служащим, ценностные установки и ориентации [2].

Государственный служащие в ходе выполнения своих обязанностей должны иметь высокие интеллектуальные способности, непрерывно самообразовываться,  уметь определять экономические цели, улучшать деятельность государственный и муниципальных органов управления, уметь эффективно взаимодействовать с людьми, уметь управлять своим поведением, иметь управленческие способности, иметь хорошее здоровье, быть высоко работоспособным и конкурентоспособным.

Специалист коммерческих организаций должен обладать следующими навыками умениями:

  • во-первых, уметь анализировать социальные и экономические проблемы и процессы, а также применять это в своей деятельности;
  • во-вторых, владеть культурой мышления, в письменной и устной речи правильно, логично оформлять результаты своей работы;
  • в-третьих, принимать креативные решения;
  • в последних, быть опытным пользователем компьютерных методов сбора, хранения и обработки информации [1].

Специалист общественных организаций должен обладать следующими навыками и умениями:

  • во-первых, уметь вести профессиональную практическую работу: консультирование, посредничество, специализируемая помощь и т.д. в лечебно-профилактических учреждениях и организациях здравоохранения и социальных службах;
  • во-вторых, оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • в-третьих, организовывать и координировать работу общественных и государственных организаций лечебно-профилактических учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб;
  • в четвертых,     проводить научно-аналитическую деятельность по проблемам медико-социального положения населения; в-пятых, участвовать в организационно-управленческой и административной работе учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб [5].

Адаптация в профессиональной группе предполагает принятие единых норм, ценностей и идеалов, а также наличие общих интересов. Профессиональная группа должна выступать для молодого специалиста как источник удовлетворения своих потребностей, он должен находиться в кооперации и взаимозависимости, связан чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий, соответствовать вырабатывают особенной групповой культуре.

Как правило, в каждой профессиональной группе имеют место быть формальные и неформальные уровни функционирования. Формальный уровень относится к правилам и регламентациям. Формальная структура обусловлена официальным распределением обязанностей между членами группы, их взаимодействием в ходе профессиональной деятельности. К неформальному уровню относятся взаимоотношения, которые сложились в ходе профессионального взаимодействия. Данный уровень обусловлен психологическими индивидуальными особенностями участников совместного труда (профессиональные и коммуникативные навыки, жизненный опыт, индивидуальные характеристики) и ситуативными факторами (срочно поступившее задание может резко изменить неформальную структуру группы).

Программа  сопровождения  развития  профессиональной идентичности состоит из следующих блоков:

1. Отношение  к  себе  как  к  профессионалу –  переживание  уникальности  своего  бытия  и  неповторимости  личностных  свойств,  тождественность  самому себе,  представление  о  том,  кто  Я  есть  и  что  является Моим  в  конкретных  жизненных  ситуациях  и  отношениях.

2. Отношение  к  выбранной  профессии включает  в себя  осознанное  отношение  к  профессии,  а  также личностно приемлемые профессиональные традиции, ценности и смыслы творческой деятельности.

3.  Отношение  к  профессиональному  сообществу определяет  социальное  взаимодействие  и  специфические  формы  профессиональных  интеракций.

На каждом блоке проводится определенный тренинг, направленный на развитие соответствующий этому блоку аспекту профессиональной идентичности:

На первом блоке - это «Я и мой внутренний мир» посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей  личности  (собственная  идентичность).  Задачами блока  являются  повышение  способности  к  самопознанию,  тренировка  безоценочного  принятия  своих качеств и качеств участников группы.

На втором блоке - Второй блок «Я и профессия» направлен на осознание  себя  в  системе  профессиональной  деятельности (профессиональная  идентичность),  профессионального самоопределения.

На третьем блоке - это «Я  и  мое  профессиональное  сообщество.  Я  и  другие»  ориентирован  на  осознание  себя  в системе профессионального общения и оптимизацию отношений к этой системе [2].

Список литературы

  1. Бордовская А.О. Взаимосвязь социальной адаптации, профессиональной идентичности и организационной лояльности персонала коммерческого банка. // Science Time. - № 8 (20), 2015. – С. 42-46.
  2. Луканина Ю.Р. Развитие компетенций государственных служащих как условие формирования их профессиональной идентичности. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - № 4 (32), 2014. – С. 95-104.
  3. Морозова Г .Б.  Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб.:Речь,2006. – 400 с.
  4. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 98 с.
  5. Технологии социальной работы. / Ред. Е. И. Холостовой. — М.: Инфра-М, 2001. — 400 с.